ЧТО ТАКОЕ ОЦЕНКА РИСКОВ?
Профессиональный риск — это вероятность воздействия на работника вредного производственного фактора.
Оценка рисков — это выявление опасностей, возникающих в ходе работы сотрудника, определение их величины и тяжести потенциальных последствий.
Управление рисками — это набор мероприятий, призванных выявить, оценить и снизить уровень профессиональных рисков.
ЗАЧЕМ ПРОВОДИТЬ ОЦЕНКУ ПРОФРИСКОВ?
1. Согласно требований ст. 209 и 212 Трудового кодекса РФ и Приказа Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н «Об утверждении Типового положения о системе управления охраной труда», оценка и управление рисками - это неотъемлемая часть системы управления охраной труда (СУОТ).
2. В соответствии с п.10 Методических рекомендаций по проверке создания и обеспечения функционирования системы управления охраной труда, утвержденных Министерством труда и социальной защиты РФ № 77 от 21 марта 2019 г., при проведении у работодателя внеплановой проверки в связи с несчастным случаем, объектом проверки, в числе прочего, является управление профессиональными рисками.
3. В соответствии с ст. 212 ТК РФ, работодатель обязан информировать работников о существующем риске повреждения их здоровья, о мерах по защите от воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов.
4. В связи со вступлением в силу Нового порядка обучения по охране труда, результаты оценки рисков необходимы для определения программы обучения, которую работник должен осваивать. С 01 марта 2022 года без оценки рисков провести обучение по охране труда будет невозможно.
Таким образом, данная процедура обязательна для любого российского работодателя.
КАК ПРОВЕСТИ ОЦЕНКУ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ РИСКОВ?
Чтобы оценить профессиональные риски, нужно выполнить три действия:
1. ИДЕНТИФИЦИРОВАТЬ ОПАСНОСТИ
При идентификации опасностей можно пользоваться списком опасностей из пункта 35 Положения о СУОТ, утв. Приказом Минтруда России от 19.08.2016 г. № 438н.
Также, чтобы определить все источники, ситуации, действия и их комбинации, которые могут стать причиной травмы или ухудшения состояния здоровья персонала, используйте документы, перечисленные в таблице ниже:
3. ОЦЕНИТЬ УРОВЕНЬ РИСКОВ
Методика проведения оценки профессиональных рисков не утверждена, но можно опираться на:
- ГОСТ Р 58771-2019 «Менеджмент риска. Технологии оценки риска» — содержит более 35 методов оценки рисков на выбор.
- Методики для определения профессиональных рисков, рекомендованные Международной организацией труда (матричный метод оценки).
К выбору методики проведения оценки профессиональных рисков стоит подойти с учетом тех задач, которые вы перед собой ставите. Есть простые, среднесложные, очень сложные методы анализа.
Наиболее простой путь - заказать оценку рисков у экспертной оранизации, которая работает в сфере охраны труда:
3. РАЗРАБОТАТЬ МЕРОПРИЯТИЯ ПО СНИЖЕНИЮ ИЛИ КОНТРОЛЮ УРОВНЕЙ РИСКОВ
После выявления опасностей формируется:
1. Реестр опасностей - по требованию пункта 34 Положения о СУОТ. В этот документ вносят информацию о возможных опасностях на рабочем месте, вероятности их возникновения и меры, принятые для уменьшения опасностей.
2. Контрольные листы, или карты оценки рисков для каждого рабочего места - они представляют собой перечень опасностей на конкретном рабочем месте.
3. План мероприятий по корректировке рисков - в нем указывают меры, которые должны быть приняты для устранения или уменьшения рисков, назначают ответственного за каждый конкретный пункт плана, при необходимости пишут источники финансирования.
4. Отчет о рисках – в нем указывают результаты проведения оценки рисков и всех его промежуточных и итоговых процедур.
КАКАЯ ОТВЕТСВЕННОСТЬ МОЖЕТ НАСТУПИТЬ ЗА НЕПРОВОДЕДЕНИЕ ОЦЕНКИ РИСКОВ?
За непроведение оценки рисков могут выдать предупреждение или наложить штраф по части 1 статьи 5.27 КоАП.
- от 2,000 до 5,000 руб. на должностных лиц,
- от 50,000 до 80,000 руб. на юридическое лицо.
Подробная информация - по телефону: