С 1 января 2021 года вступает в силу большое количество новых правовых актов Министерства транспорта и Правительства РФ, которые значительно изменят существующую систему автомобильного законодательства. Новые квалификационные и профессиональное требования к водителям и транспортным специалистам уже были рассмотрены в нашей предыдущей статье. О других важных измнениях  - читайте в нашем материале.


1. Новые требования к оформлению путевых листов


Приказом №368, который начнет действовать с 1 января 2021 года, Минтранс утвердил новые требования к содержанию и оформлению путевых листов. Данный документ будет использоваться вместо Приказа Минтранса №152, который утрачивает силу. В новом приказе есть несколько существенных нововведений, в соответствии с которыми всем организациям, эксплуатирующим транспорт, необходимо отредактировать форму путевого листа до 1 января. Рассмотрим данные нововведения:


• В перечень обязательных реквизитов путевого листа включен новый пункт – сведения о перевозке. Сведения о перевозке включают информацию о видах сообщения ( городское, пригородное, междугороднее, международное) и видах перевозок (регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси).


• В сведениях о транспортном средстве для любых видов транспорта нужно указывать марку и модель прицепа, если он используется (ранее это требование предъявлялось только для грузовых автомобилей).


• Регламентирована формулировка отметок о предрейсовых и послерейсовых медосмотрах водителей - медицинский работник кроме даты, времени осмотра и собственной подписи будет ставить в путевой лист дополнительные отметки: «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен» и «прошел послерейсовый медицинский осмотр».


• В подпунктах 4 и 5 путевого листа вместо терминов «выезд» и «возврат» на парковку, будут использоваться термины «выпуск на линию» и «возвращение с линии». Также в новой форме листа эти подпункты поменятись местами.


• Контролер технического состояния транспортных средств кроме даты и собственной подписи должен поставить в путевом листе отметку "выпуск на линию разрешен".


• Исключено требование о сроках хранения путевых листов в организации. Ранее их требовалось хранить 5 лет.


• Разрешено ведение журнала путевых листов в электронном виде. Однако в таком случае сведения, внесенные в журнал, должны быть подписаны электронной подписью.


2. Новые требования к комплектации автомобильной аптечки


Минздрав России утвердил приказ № 1080н, меняющий комплектацию автомобильной аптечки с 1 января 2021. Данный документ отменяет действие приказа Минздрава от 11.10.1999 № 366. Так, в аптечке нового образца должны быть:


• 2 одноразовые нестерильные медицинские маски (ранее требование отсутствовало);
• 2 пары нестерильных медицинских перчаток размера минимум М (ранее - 1 пара);
• 4 марлевых медицинских бинта размером не менее 5 м × 10 см, а также 3 бинта размером не менее 7 м × 14 см (ранее - 10 бинтов, включая бинты других размеров);
• 2 упаковки марлевых медицинских стерильных салфеток размером не менее 16 см × 14 см № 10 (ранее - 1 упаковка);
• 1 фиксирующий рулонный лейкопластырь размером не менее 2 см × 500 см (ранее - 1 рулонный и 12 бактерицидных лейкопластырей);
• Жгут кровоостанавливающий;
• Устройство для проведения искусственного дыхания «Рот-Устройство-Рот»;
• Ножницы;
• Инструкция по оказанию первой помощи.

При этом аптечки, укомплектованные до 31 декабря 2020 года включительно, можно применять до истечения срока годности, но не позднее 31 декабря 2024 года.


3. Новый порядок предрейсового и предсменного контроля технического состояния транспортных средств


Проект Приказа Минтранса «Об утверждении Порядка организации и проведения предрейсового или предсменного контроля технического состояния транспортных средств» определяет новый порядок предрейсового или предсменного осмотра транспортных средств, который будет действовать с 1 января 2021 года:


• Предрейсовый и предсменный контроль будут объединены общим понятием "контроль".


• Контроль будет проводиться во время подготовки транспортного средства к выполнению водителем или группой водителей одного или нескольких рейсов в течение одного или нескольких рабочих дней с оформлением одного путевого листа.


• Как и прежде, результаты контроля необходимо фиксировать в Журнале регистрации контроля, но из него уберут реквизит, содержащий сведения о водителе.


4. Новый режим труда и отдыха водителей


Новый приказ Минтранса № 424 "Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха, условий труда водителей автомобилей" изменяет требования к режиму труда и отдыха водителей:


• Через 4 часа 30 минут управления автомобилем водитель должен будет сделать специальный перерыв продолжительностью не менее 45 минут; его можно будет делить на части: 15 и 30 минут. Ранее беспрерывно находиться за рулем можно было не более 4 часов, а специальный перерыв составлял 15 минут.


• Время, в течение которого водитель находится во время движения автомобиля в составе экипажа и не управляет автомобилем, как и время охраны груза, теперь не будет считаться рабочим временем. Ранее время охраны груза и присутствия в кабине включалось в рабочие часы.


• Количество рабочих дней в неделю у водителя и их продолжительность может быть любой, при условии, если соблюдена указанная еженедельная норма времени – не более 40 часов в неделю Ранее водителям предписывалось работать строго по 8 или 7 часов в неделю.


• Еженедельный отдых водителя не может быть менее 45 часов. Он увеличен в сравнении с прежним документом Минтранса на 3 часа.


Данные требования не распространяются на водителей следующих автомобилей:


• пожарных;

• аварийно-спасательных;

• «скорой помощи»;

• оперативно-розыскных служб;

• военных;

• водителей, осуществляющих международные перевозки.


5. Новые правила стажировки водителей


C 1 января 2021 года вступает в силу Приказ Минтранса № 264, утверждающий новый порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, чья работа непосредственно связана с движением автомобильного и городского наземного электрического транспорта. В данном документе есть несколько важных нововведений, касающихся организации стажировки водителей :


• Понятие «стажировка» заменено понятием «испытание». Аналогичный термин используется и в Трудовом кодексе.


• Испытание должны проходить все водители, принимаемые на работу. Ранее стажировка требовалась лишь при при первом приеме на работу, при перерыве в работе более года, при переходе на другой тип транспортного средства.


• Из текста приказа исключено положение о том, что количество часов стажировки определяется работодателем. Но, так как других требований о продолжительности стажировки в новом правовом акте нет, фактический срок испытания так же определяется работодателем.


• Из текста листа испытания (ранее – стажировки) водителя исключен раздел, содержащий замечания водителя-наставника по работе испытуемого.


6. Новые правила перевозки пассажиров в общественном транспорте и такси


В соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 01.10.2020 N 1586 , с 1 января 2021 года вступают в силу новые правила перевозок пассажиров и багажа: они касаются общественного транспорта и автомобилей такси. В большей степени изменения затрагивают перевозку пассажиров в такси:

Перед подачей такси пассажиру необходимо сообщить номер заказа, наименование перевозчика, размер платы, планируемое время прибытия.

• Пассажиру обязательно необходимо выдать чек, в том числе электронный.

• Операторы такси обязаны будут хранить не менее 6 месяцев сведения из журнала регистрации заказов: ФИО водителя, фактическое время прибытия, адрес назначения, дополнительные опции при заказе (детское кресло, повышение класса автомобиля и т.д.).

• Пассажиры такси получат возможность самостоятельно определять маршрут поездки и вносить в него коррективы. При отсутствии пожеланий у пассажира, водитель обязан будет ехать либо по кратчайшему маршруту, либо по пути с наименьшими временными затратами.

Незначительные изменения затронут перевозки на общественном транспорте. Так, при наличии билета пассажиры смогут находится в зале ожидания без временных ограничений. Для осуществления посадки пассажиру достаточно будет предъявить паспорт, если билет именной, либо QR или штрих-код билета. Также в приложениях к новым правилам определены перечни обязательных реквизитов билетов, квитанций на провоз ручной клади, багажных квитанций, заказов-нарядов на предоставление транспортного средства для перевозки пассажиров и багажа.

 


 

Список всех изменяющихся в новом году нормативно-правовых актов автотранспортной сферы можно посмотреть и скачать здесь.